Рецензия: ДАВИДЕ МАСПЕРО, МАКС РИБАРИЧ – Волки среди овец: история и идеология национал-социалистического Black Metal

Год выхода: 2013 (оригинал) / 2018 (русскоязычное издание)
Издатель: Metal Star

Metal Star продолжает пополнять книжные полки адептов экстремального метала. Пока Дайал Паттерсон временно отставил в сторону свою серию, плотно засев за написание биографии ROTTING CHRIST вместе с музыкантами группы, Metal Star готовит к выходу ожидаемо скандальный фолиант о самом опасном метале современности – национал-социалистическом.

Оригинальная (итальянская) версия книги вышла в 2013-ом году, и к нашему дню уже успела превратиться в раритет. Выпускалась она также на других языках – к примеру, на фрацузском и английском – но по понятным причинам не получила широкого освещения в СМИ, ведь жалкие сцыкуны, величающие себя экстремальными металхэдами, боятся написать даже об абсолютно нейтральной исследовательской работе, посвящённой столь “неудобной” теме. Те несколько отзывов, которые попались мне на глаза, выполнены в духе “Книга плохая, потому что она про нацистов”. Вы сами всё понимаете.

На самом деле, несмотря на тему и вызывающую (чего уж скрывать) обложку, книга не является пропагандистской. Скорее, даже наоборот. Не является она и осуждающей, однако авторы по ходу дела формируют вывод (совершенно верный), что большая часть НС-сцены состоит из клоунов-фантазёров, поэтому ни в коей мере не способна появлять на статус-кво. Подход к написанию тома у Масперо и Рибарича отличается от того, что применяет Паттерсон. Они также приводят немало прямых цитат музыкантов, однако полноценных интервью здесь всего несколько, и они вынесены в отдельные главы. Авторы задались целью описать всю “NSBM”-сцену планеты, и это им удалось на отлично. Внимание уделено не только музыке (которая, по большому счёту, в данном случае второстепенна), но и постороннему влиянию, которое придало этой музыке определённое идеологическое наполнение. Рибарич и Масперо последовательно проследили развитие правой идеи в творчестве композиторов от самых истоков (в частности, Вагнера), через робкие заигрывания со свастиками на ранней Black Metal-сцене, и к полноценному разворачиванию стиля музыки, который принято обобщённо называть “NSBM”. Попутно поднимается огромный архивный пласт различных публикаций оккультно-нацистского толка, описывается история и деятельность различных политических движений, околоправых музыкальных групп и боевых группировок. В общем, картина более чем полная.  Отмечу, что авторы отлично разбираются в музыкальном вопросе. Хотя базовое понимание Black Metal у них слегка извращённое, они раз за разом чётко доказывают, почему та или иная формация является “NSBM”, другая не является, а третья, хоть и не являясь, оказывает на сцену огромное влияние. Отдельные главы посвящены идеологическому антиподу “NSBM” – так называемому “красному анархистскому Black Metal”, а также правому хэйткору и его основным представителям – Ethnic Cleansing, Vaginal Jesus и Mudoven. Глава о хэйткоре, надо сказать, едва ли не самая угорелая и захватывающая в книге. История о том, как Ethnic Cleansing записывали семидюймовку “Hitler was Right”, просто не может не рассмешить. Мне стоит немалых усилий не воспроизвести её здесь, слишком уж она прекрасна!

Описывая мировую “NSBM”-сцену, авторы оперируют не столько отдельными группами, сколько локальными сценами (не упущено ничто, даже Африка и Малайзия) и их особенностями. Осведомлённость Масперо и Рибарича, мягко говоря, поражает. Помимо титанов стиля и имён помельче, они порой упоминают формации, которые вы не встретите даже на Discogs и Metal-Archives. В самом деле, исследовательская работа была проведена колоссальная. Авторы на протяжении всей книги стараются сохранять серьёзное выражение лица и применять научный подход, но всё-таки в паре мест выдержка изменяет им – как правило, при кратком описании очередной формации, сделавшей (или попытавшейся сделать) вклад в развитие стиля. Не стоит осуждать их за это. Люди, целиком и внимательно послушавшие записи мастеров вроде Vorak, заслуживают медаль за отвагу. Читателям из экс-СССР, думаю, будет приятно узнать, что главы о постсоветском национал-социалистическом метале являются одними из крупнейших и подробнейших в книге. Что немудрено, ведь здешние правые сцены в самом деле одни из ведущих в мире. Наконец-то заслуженное внимание уделено BlazeBirth Hall, ТЕМНОЗОРЬ и Stellar Winter, М8Л8ТХ и так далее. Есть также небольшой обзор Беларуси. Пожалуй, о тутэйшых НС-бандах можно было бы написать побольше, но речь идёт о сегодняшнем дне, а в 2013-ом многие из них либо находились в зачаточном состоянии, либо вовсе не существовали.

Несмотря на пятилетний промежуток между выходом оригинала и русскоязычной версии, информация в последней достаточно актуальная. Кое-что попросту неизменно, кое-что уже начертано на скрижалях истории, а наиболее важные изменения, произошедшие за эти годы, я постарался отметить в виде дополнительных примечаний при переводе. Перевод, надо отметить, был сложным – стиль письма у авторов достаточно тяжеловесный. Поэтому пробежать книгу глазами и ухватить основной смысл глав вряд ли получится. В любом случае, она слишком велика для этого. Русскоязычная версия в итоге занимает 600 страниц, причём подавляющее большинство места занято именно текстом. Картинок тоже ой как много, но они невелики. Актуальность “Волков среди овец” также невероятно высока в контексте несуразной борьбы за политкорректность в метале, которая ведётся в последнее время дегенератами из Metalcucks и тому подобных помоечных СМИ. Даже если вы по какой-то невероятной причине находитесь на стороне негодующих леваков, вам всё равно будет полезно прочесть это том – хотя бы для того, чтобы понять, что именно приводит вас в безудержную ярость.

Книга выпускается в количестве всего 488 копий в двух форматах: специальная версия, упакованная в слипкейс из дизайнерского картона (88 штук) и обычная, без слипкейса (400 штук). Все пронумерованы вручную. Заказывать можно здесь.

Post Author: F1sher16

1 thought on “Рецензия: ДАВИДЕ МАСПЕРО, МАКС РИБАРИЧ – Волки среди овец: история и идеология национал-социалистического Black Metal

    Получил-таки я свою копию “блатной” версии издания. Ну и весит же этот фолиант! Если этим печатным источником информации даже без размаху всадить по “башне” – как минимум тяжёлое сотрясение мозга!
    Издание шикарное и очень качественно выполненное! А запах свежей типографской краски просто дурманит мозг! (И кто сказал, что цифровые версии книг – это охуенно? Это как сравнивать рип с физ. носителем, имеющимся на руках.)
    Для себя, правда, я обнаружил один недостаток у этого, не побоюсь этого слова, бестселлера – примечания к главам вынесены в конец глав. Приходится каждый раз, читая текст и видя знак сноски, перелистывать в конец главы, чтобы не теряя сюжета посмотреть примечание – это не совсем удобно, на мой взгляд. Гораздо удобнее, когда примечание находится на той же странице, где и сноска к нему.
    “Волки среди Овец” – это фундаментальный и всеобъемлющий труд, охватывающий историю зарождения и становления NSBM: от эпохи возвеличивания таланта немецкого композитора Рихарда Вагнера до действующей праворадикальной современности. Авторы данного исследования не восхваляют и не порицают этот прочно базирующийся на фундаменте национал-социалистической эстетики и идеологии музыкальный феномен – NSBM. Они предлагают заинтересованным читателям документально-выверенное и энциклопедически-достоверное обозрение этого стоящего “вне закона” ответвления от политкорректного и так называемого “истинного” Black Metal.
    Отдельно хотелось бы отметить, что книга действительно не несёт в себе какой-либо пропаганды нацизма, расизма или экстремизма – это поймёт всякий, кто прочтёт её. Главное, чтобы у читателя в его черепной коробке присутствовало серое вещество, именуемое в народе человеческим мозгом, не одурманенное чрезмерным потреблением алкоголя и приёмами запрещённых психотропных препаратов!
    Данный, если так можно выразиться, ликбез по NSBM я бы отрекомендовал не только ярым фанатам его, но и рядовым слушателям уже коммерчески популярного и СМИ обласканного Black Metal. Да и не только его, а и почитателям прочей экстремальной и тяжёлой музыки. Для себя вы там найдёте много полезной ранее неизвестной информации.
    Мысленно резюмируя прочитанное и делая акцент на собственное восприятие, я соглашусь с авторами: не все группы, входящие в “чёрный список”, являются представителями NSBM-сцены. По большему счёту, я полагаю, группы, которые официально абстрагируются от клейма (позора?) NSBM, должны быть вычеркнуты из этого “списка проклятых”. Другими словами: если ты “предал партию” – положи “партбилет” на стол! Честно говоря, прочитав книгу (и делая свои выводы!), некоторые банды своим жалким потворством превосходящей социально-экономической системе напомнили мне деда-украинца из фильма “Свадьба в Малиновке”, который потворствовал любой власти, лишь бы трындюлей не отгрести за свою деятельность. Нет уж, если ты впрягся в лямку пропагандируя лозунги, то тяни её до конца, не смотря на нападки СМИ, фанатов и прочих антифашистских активистов! Если не можешь в силу определённых обстоятельств дать “отпор врагу” – “умри” с честью! Ведь “умирая”, ты останешься честен не только перед собой, но и перед полюбившими тебя истинными фанами! А идя на поводу у Системы – ты просто предатель, действующий и координирующий свои планы согласно Её “заповедям”.
    Читая (и анализируя) в этой книге некоторые приводимые там “добрые” цитаты некоторых именитых групп (высказывания-убеждения, что они посылом отправляли обществу на пике своей активности), я пришёл к выводу, что эти формации – всего лишь “следователи” более экстремистски настроенных “друзей” из их круга. Когда они поняли, что могут потерять свободу или же от них отвернуться лейблы и фанаты (читай: настанет трудное материальное-финансовое положение), то начали “сдавать позиции”, беря свои слова обратно – делая официальные заявления в прессе. Другими словами: они начали отрекаться от того, что более не приносило им славы и не сулило “золотых гор”. Раскаявшись, они отправляли уже другой посыл к демократически настроенному обществу – мол, мы были не правы; бес нас попутал; не ругайте нас, платите нам – а мы вам сыграем-споём всё, что вы пожелаете.
    В стане настоящего и стоящего NSBM остались, я предполагаю, лишь единицы – те, кто вопреки моральным и социально-ориентированным устоям общества, идут своей тропой невежественного национал-социалистического Эго.
    Изучая иллюстрированные текстовые материалы в этом томе, посвящённому “крайней стадии” (не думаю!) Black Metal, я пришёл к выводу, что любая музыка требует определённых жертв, будь они персонифицированные или натуральные.
    Но не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: любой музыкант/группа – является частью общества, которое его породило! Поэтому не стоит, я считаю, относиться крайне категорически к выпадам и заявлениям NSBM-групп. По большей части – они лишь “дети” праворадикальной моды, и не несут в себе явной угрозы обществу. Как бы там ни было, лоббирующие взгляды NSBM никогда не найдут отклика среди власть имущих представителей практически любого государства. Эти (и подобные) взгляды законодательно похоронены в саркофаге времени в Берлине в мае 45-го года.
    И да, эту книгу я посоветовал бы прочесть “левым товарищам” – они так же найдут для себя там много познавательного!
    И последнее: если вы – “незаурядный” металлист, любящий просто потрясти своей глупой башкой под звуки любимой музыки, – не приобретайте эту книгу – она не доставит вам удовольствия от прочтения – лучше примите дозу, дёрните пару стаканов водки и… продолжайте думать, что ваше счастье оберегает бог, живущий в церкви по-соседству.

    Моя оценка изданию: 9/10

Добавить комментарий