Рецензия: JOWISZ – Trench Rat’s Banquet I & II

Год выхода: 2016, 2018
Издатель: Spartha Productions
Оценка: воздержусь

JOWISZ (“Юпитер” в переводе с польского) – это проект музыканта по прозвищу Mr. Wolf. Дилогия его альбомов “Trench Rat’s Banquet”, выпущенная с 2016-го по 2018-й, вдохновлена “кровавыми траншеями Первой Мировой войны”. Предложение отрецензировать её показалось мне довольно интересным, ведь я сам ещё недавно, скажем так, проливал виртуальную кровь в этих траншеях в Battlefield 1. Оба альбома было решено покрыть в одной рецензии, поскольку они плотно связаны.

JOWISZ исполняет тёмный эмбиент с маршевыми элементами и небольшой щепоткой экспериментальных составов. По правде говоря, “Банкет траншейной крысы” оказался не тем, чего я ожидал. Я полагал, что на альбомах будет немало боевых действий, однако эта сторона войны, судя по всему, не очень интересна автору. Стрельба и взрывы слышны крайне редко, зато вот этого самого гниения в траншеях отвешивают вдоволь. На первом альбоме смешиваются два основных типа треков – классические (например, шум дождя под аккомпанемент простого гипнотического мотива) и психоделические. Преимущество за последними – их больше, и они задают атмосферу всего альбома. Безумные диссонирующие мелодии, исполненные с открытым презрением к основам музицирования – это лишь каркас. На них накладываются намеренно искажённые голоса, звуки военных маршей (в основном, русских), всяческие неприятные шумы или, например, судорожный кашель, как на “The Yellow Cloud Ritual”. Всё это размывает грань между реальностью и иллюзией, заставляя почувствовать себя подвергшимся газовой атаке солдатом, который пятый день без сна месит кровавую грязь в окопе, мучаясь от усиливающейся боли в животе. Джейкоб из “Лестницы Иакова”, наверное, понял бы, хоть он и воевал во Вьетнаме, а не в Вердене. Впрочем, должен заметить, что каждый трек старается показывать то, что отражено в его названии, и вполне удачно – если вслушиваться внимательно.

 

Практически всё вышесказанное верно и по отношению ко второму альбому. Но отличия есть. Мне он показался чуть-чуть более “музыкальным”, а вместе с тем и более воинственным. Прибавилось разнообразия и динамики, поэтому теперь в большинстве треков есть привычные уху умеренно мелодичные фрагменты, классический эмбиент и звуки боевых действий. Шумов и болезненных видений, наоборот, стало поменьше. Если присмотреться к названиям песен, становится очевидно, что второй альбом, скажем так, выбирается из траншей, дабы побегать по полю боя и посмотреть, что происходит в мире. Поэтому перемены в музыке объяснимы. Уделено внимание не только местам крупнейших сражений (Марна, Галлиполи, Кайзершлахт), но и экзотике вроде сербской организации “Црна Рука”. Хотя самый мощный трек здесь, на мой взгляд – “In the Cage of Shell Shock”, весьма достоверно (как мне кажется) изображающий контузию и её печальные последствия.

 

Выносить итоговую оценку дилогии я не стану, потому что такие альбомы нельзя оценивать привычными мерками. Ведь это, по большому счёту, не музыка. “Trench Rat’s Banquet” нельзя поставить фоном и заниматься своими делами. С таким же успехом вы можете одновременно включить фильм о войне, поставить пластинку с речами какого-нибудь исторического деятеля, а жену отправить на кухню, чтобы она там гремела кастрюлями и жужжала миксером. Эта дилогия требует усидчивости; нужно понимать контекст каждого трека, иначе творчество JOWISZ может показаться вам набором звуков. В некоторых местах я не уверен, что понял замысел автора – где-то явно недостаёт эрудированности, а где-то просто не догадаешься без подсказки. Поэтому оценивать альбомы не берусь. Но могу заверить, что тех, кто решит их изучить, ждёт весьма любопытный взгляд на Первую Мировую войну.

Оба альбома выпущены в дигипаках с маленькими буклетами. Качество релизов на удивление высокое для музыки, которую совершенно точно не ждёт коммерческий успех. Обычно эмбиентные исполнители ограничиваются копеечными конвертиками или односторонними джевелами с CD-R внутри, а тут всё богато и красиво – заводской CD, отличная бумага. Оформление заретушировано с помощью простейшего фильтра, знакомого любому, кто хотя бы раз работал в Paint.NET или другом толковом графическом редакторе, но нельзя не признать, что смотрится оно стильно. Подробнее на видео – первый, второй. Из оформления можно узнать, что музыкант является сторонником креативистского движения. Похвально, хотя не совсем ясно, как это относится к альбомам. Впрочем, в деле пропаганды любые средства хороши. Многие из тех, кто это читает, уже полезли смотреть, что такое Creativity Movement, не так ли?

Заказать диски можно на Bandcamp JOWISZ либо у Шимона из Werewolf Promotion.

Post Author: F1sher16

Добавить комментарий