Рецензия: ТЕРО ИКЕХЕЙМОНЕН – Колыбель Дьявола: История финского Black Metal

Год выхода: 2017 (оригинал) / 2020 (русскоязычное издание)
Издатель: Svart Records (оригинал) / Metal Star (русскоязычное издание)

“Колыбель Дьявола” – одна из первых, но, без сомнения, далеко не последняя книга о Black Metal-сцене отдельно взятой страны. Прекрасная “Культовая” серия Дайала Паттерсона, по большому счёту, создала тренд на литературу подобного рода, а заодно и показала, что нужно сделать, чтобы подойти к той же самой теме с другого ракурса: изучить её изнутри. Именно этим занимается Теро Икехеймонен, расовый финн, с 2014-го по 2016-й колесивший по своей стране и беседовавший с важными представителями её Black Metal-сцены.

“Колыбель Дьявола” немного похожа на книги Паттерсона по структуре. В ней соблюдается достаточно строгая хронология, которую почти не затрагивает разделение материала на 4 части. Первая повествует о раннем периоде финской экстремальной сцены и об отцах (BEHERIT, ARCHGOAT и т.д.), вторая о волне 90-х (AZAZEL, DARKWOODS MY BETROTHED, HORNA, THY SERPENT…), третья о знаковых представителях традиционного Black Metal из начала 2000-х (SATANIC WARMASTER, GOATMOON, WARLOGHE…), а четвёртая – о принципиально новой волне идейных команд, типа SATURNIAN MIST и COSMIC CHURCH. Материалы о группах периодически разделяются важными для понимания общей картины статьями – к примеру, интервью с близкими к сцене людьми либо анализом преступлений на почве Black Metal в Финляндии. Сами по себе главы не загнаны в жёсткие рамки. Одни сделаны в повествовательном стиле, перемежающемся цитатами музыкантов, другие – в классическом журнальном формате “вопрос-ответ”.

Финны, как известно, народ угрюмый, но искренний. Пожалуй, такой характер как нельзя лучше подходит для создания Black Metal. Определяющая характеристика “Колыбели Дьявола” – честность. Такой честности вы не найдёт на сценах более модных западноевропейских или североамериканских стран, где большинство музыкантов давно превратилось в сцыкунов, боящихся обронить хоть одно лишнее слово. Ни автора, ни финских деятелей Black Metal, представленных в книге, не волнует, как на них посмотрят со стороны. Надо будет – крикнут “зиг хайль!”, хотя на самом деле национал-социализм на финской сцене представлен не особенно широко. Практически все опрошенные музыканты – это обычные мужики, которые доступно поясняют за свои взгляды и рассказывают байки, не стесняясь показаться смешными. Они эксцентричные, иногда абсолютно сумасшедшие, но все как один начисто лишены пафоса. По словам некоторых, на Black Metal-сцене Финляндии корчить из себя рок-звёзд попросту не принято. Очень здравый подход. Сам Икехеймонен, в целом, тоже не слишком напряжный тип. Понимая свою ответственность как автора, он не позволяет себе опускаться ниже определённого уровня речи, но всё же часто шутит и задаёт каверзные вопросы. Очевидно, что человек действительно глубоко в теме Black Metal своей страны, а не просто пишет поверхностное эссе.

Книгу отличает непревзойдённая детальность. Подход автора лично мне очень близок. Большинство журналистов предпочитает уделять основное внимание биографическим подробностям и общим околомузыкальным деталям, но Икехеймонен задаёт вопросы практически по каждому релизу, пусть и самому мелкому, и даже разбирает с музыкантами отдельные песни. Из-за этого главы о бандах уровня BEHERIT и IMPALED NAZARENE вырастают до 30-страничного объёма. Интересуется он также идеологической составляющей, причём копает весьма глубоко. Это важнейший момент, который отсутствует в подавляющем большинстве книг о метале. Отчасти потому, что многим “большим” группам на самом деле просто нечего сказать о своей идеологии. Финны, к счастью, понимают, что такое Black Metal, и пустоголовых либерало-атеистов среди них не сыскать. Даже …AND OCEANS, на поверку оказавшиеся какими-то пидорасами, и те имеют под собой некую основу, помимо “простомузыки”. Печальным исключением являются лишь URN.

Детальность книги заключается и в самом подборе групп. Я, например, не могу назвать ни одной группы, которую несправедливо обошли вниманием. SARGEIST и BAPTISM? Им не выделили отдельные главы, но история этих формаций постоянно пересекается с историей других включённых в книгу банд, поэтому вы много чего узнаете о них по ходу чтения. Некоторые имена могут вызвать вопросы, но под конец книги у вас исчезнут любые сомнения в правомочности включения в “Колыбель Дьявола” таких групп, как VORNAT, RIDE FOR REVENGE, CHARNEL WINDS. Даже говнарская URN всё-таки важна для истории, как едва ли не единственная представительница олдскульного Black / Thrash Metal в Финляндии.

Как уже упоминалось, честность является ключевой характеристикой как книги, так и всего финского Black Metal. Музыканты рассказывают о своей жизни, ничего не утаивая, а поскольку менталитет финнов ближе к восточноевропейскому, чем, например, к немецкому, от их баек веет чем-то очень родным и понятным. В данном контексте наиболее показательна история AZAZEL, которую с лёгкостью можно представить в том же городе Могилёве. Не менее увлекательны эпические приключения IMPALED NAZARENE в Австралии и становление GOATMOON. Но, конечно, не все тут распиздяи. Большое уважение вызывает холодная серьёзность WARLOGHE или ALGHAZANTH. Отдельная награда, как обычно, достаётся красноречивому Nuclear Holocausto Vengeance, который хоть и достиг просветления, но без мата и двух слов не свяжет.

Русскоязычное издание книги, выпуск которого не предвещал особых проблем, в итоге превратилось в сплошной кошмар, затянувшийся почти на полгода. В конце концов фолиант на 550 страниц всё-таки успешно вышел тиражом в 500 экземпляров. Посмотреть на него можно на видео. Никаких лимитированных версий в этот раз не делали: первая сотня копий содержит три подарочных стикера, на этом всё. За неполные две недели с момента выхода ушла половина тиража, что весьма радостно. Заказывать книгу можно на сайте Possession.

Post Author: F1sher16

Добавить комментарий