Рецензия: STWORZ – Wołosożary

Год выхода: 2017
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 7 / 10

У меня достаточно тесные отношения со STWORZ. Примерно с 2012-го года я пристально следил за группой, общался с Войславом и даже делал интервью для Metallibrary. Через 5 лет контакт ослаб: из-за неудавшегося обмена с Werewolf Promotion я не сумел обзавестись физической копией “Wołosożary”, поэтому фактически пропустил этот альбом, уже привыкнув слушать STWORZ только на дисках. Затем я пропустил и следующие релизы, а просить у Войслава компакты на рецензию было как-то неловко. Но лучше поздно, чем никогда – все вышедшие за 3 года релизы поляков, кроме репетиционной записи, теперь в моей коллекции, и настала пора навёрстывать упущенное.

В уже упомянутом интервью я задавал вопрос о “коловращательной” цикличности полноформатных альбомов STWORZ. После “Po Czasu Kres”, который всё же относится к раннему и идейно отличному периоду творчества, каждый альбом STWORZ не совсем намеренно принимал эстетику определённой поры года. “Synowie słońca” был наполнен весенней живостью, “Cóż po żyznych ziemiach​.​.​.” пылал августовской жарой, “Zagony bogów” вместе с природой готовился к холодам. Логично, что “Wołosożary” должен был стать “зимним”. Таким он и получился, однако в этот раз абсолютно осознанно, от калядного арта в буклете до тематики песен.

Впрочем, если вы не понимаете по-польски и относитесь к той недалёкой аудитории, которая воспринимает музыку только ушами, а не головой (в таком случае, зачем вы вообще читаете Bagnik Zine?), заметить различия между “Wołosożary” и несколькими предыдущими работами STWORZ вам будет сложно. Дело в том, что общая звуковая картина на метал-релизах STWORZ с 2010-го по 2018-й почти идентичная. Что бы группа не играла, она всегда звучит тепло. Потому, слушая “Wołosożary”, порою очень трудно представить зиму. В голову так и лезут привычные образы женщин со снопами и залитых солнцем лугов. Войслав пытается направлять музыку в нужную сторону с помощью аранжировок, но когда звучит только стандартная четвёрка инструментов, получается не очень. Единственный на 100% холодный трек – “Na szarych łodziach Grudnia”, потому что это эмбиент. Есть ещё и такой момент: чем дольше работает Войслав, тем более продвинутым композитором он становится. Следовательно, он разучился писать простые и обладающие своим характером вещи, такие как “Do młodzi sławiańskiej!”. Ранние записи STWORZ имели по несколько песен-визитных карточек, но потом материал стал более сложным для восприятия, интенсивным, медлительным и цельным. В игру “угадай альбом по песне” практически невозможно выиграть, если это будут песни с предпоследней тройки альбомов STWORZ. Кое-где, откровенно говоря, основные риффы вообще как будто сделаны по шаблону: прямо сейчас у меня в наушниках играет песня “Niech żyje śmierc”, где гитарная часть совсем не блещет вдохновением. Однако в таких случаях в дело вступают акустические фрагменты, народные инструменты и другие опытные гримёры, быстренько маскирующие недостатки песни.

Подтверждением моих слов служит тот факт, что самая мощная во всех смыслах песня на альбоме – это заглавная, которая на самом деле является треком ещё из эпохи демо. Правда, написал её не Войслав, а его былой соратник Mir. Войслав же придумал новые аранжировки, благодаря которым песня превратилась в эпический гимн. Помимо всего прочего, она выделяется синтезаторными партиями: синтезатор – очень редкий гость на записях STWORZ. Совсем чуть-чуть от заглавного трека отстаёт “Jesteśmy Słońcem”, довольно простая, но безумно яркая вещь. Ещё один интересный момент – кавер на MAJDANEK WALTZ, который звучит на альбоме почти как влитой. Оригинал я не слышал, но переработка, несомненно, сильная. Не обошёлся альбом и без традиционной обработки народной песни, однако о ней ничего хорошего сказать не могу – напоминает самые неудачные поползновения KAMAEDZITCA в данном направлении. Раньше получалось лучше.

Наконец, хочу отметить дополнительные элементы музыки. В основном, это акустика (уже давно отлично известно, какое это мощное оружие в арсенале группы) и флейта. Последняя вызывает противоречивые чувства: звучание обогащает, но всё время играет как-то мимо основных мелодий. Не говорю, что флейта должна повторять партии ведущей гитары, просто она здесь играет вообще что-то своё. Или просто не очень удачно сведена. Синтезатор, увы, встречается редко – всего раза три-четыре, и 90% звучания приходится на заглавный и предпоследний треки.

Альбом, как водится, выпущен в джевеле с 8-страничным буклетом. Оформление, за которое вновь отвечали дружественные Misty Vision Art, получилось красивым и тематическим, а вот текстов песен, к сожалению, не завезли. Вместо них на развороте располагается поэтичный манифест, посвящённый юбилею STWORZ – “Wołosożary” вышел на 10-летие группы. Подробности на видео. По моему мнению, это не лучший альбом STWORZ, но и не плохой. Как мне кажется, Войслав просто ощущал небольшой застой, сочиняя эту завершающую позицию в условной квадрологии, объединённой общим стилем звучания. Но все основные черты характера STWORZ по-прежнему на месте: энергия, живость, огонь, подлинно языческое мировоззрение. В своё время, когда “Wołosożary” ещё находился на стадии зарождения, Войслав подумывал о том, чтобы прекратить играть метал после выхода этого альбома, либо даже вовсе закрыть STWORZ. К счастью, он этого не сделал, и группа продолжает очень активно работать. Ждите обзоры более актуальных релизов уже вскоре, а можете и не ждать – берите и слушайте.

Post Author: F1sher16

Добавить комментарий