Рецензия: ВИХРЬ – Кощунство

Год выхода: 2020
Издатель: Der Schwarze Tod
Оценка: 8,3 / 10

Второй полноформатный альбом уральского ВИХРЯ получился неподдельно долгожданным – семь лет Хлад вынашивал своё новое детище. Новое во всех смыслах, так как ВИХРЬ опять претерпел изменения. На первом альбоме он исповедовал нечестивый северный метал по канонам OLD WAINDS, на совместном релизе со ВСПОЛОХ – уральский метал, а на “Кощунстве”, пожалуй, просто нечестивый метал, и совсем немного северный. Тут даже есть символическая песня – “Unholy Metal”, исполненная на английском.

При этом ВИХРЬ не стал Black Metal, но является, можно сказать его побратимом. Альбом всё же больше про духовный бунт и освобождение, а не про сатанизм. Повоевав с мирянами и станцевав с обнажёнными ведьмами у костра, в конце альбома Хлад покидает бренную оболочку и устремляет свой дух к звёздам, “Персеидам вслед”. Возвышенность мысли пронизывает альбом на всех уровнях: музыка игнорирует ограничения, звучание обладает чистотой и объёмом, лирика изобилует восклицательными знаками.

Эклектичность музыкальной составляющей меня поначалу слегка ошеломила. Хлад в приватной беседе рассказывал, что песни получаются очень мелодичными, и я мысленно приготовился к чему-то вроде уральского DISSECTION, однако получилось совсем другое. Это метал, ни в коей мере не экспериментальный. Более того – целенаправленный, где все песни преследуют одну цель. Однако подходы к этой цели сильно разнятся, порой меняясь по несколько раз за одну композицию. Альбом берёт старт с традиционного восточноевропейского трека “Хранитель туманных хребтов”, где есть устойчивый ритм, монументальность, горделивый вокал – всё по принципу сплита со ВСПОЛОХ или, к примеру, украинцев KHORS и YGG. Или WALKNUT, KRAHNHOLM и т.п. Вы в курсе. Но уже на “Unholy Metal” картина меняется. Песня имеет низкий темп и злобное звучание, западает в память атмосферным припевом. А на передний план выходят риффы. Не хочу сказать, что у ВИХРЬ раньше не было риффов, просто в том типе метала, что играла группа, они играют второстепенную роль. Но на “Кощунстве” чем дальше, тем более ясно становится, что Хлад вдохновлялся металом традиционным – трэшем, а то и Hard’n’Heavy. Песня “Во веки веков” продолжает раскручивать маховик: сначала бласт-биты и злость, затем чисто трэшевый быстрый рифф с бьющими по ушам звонкими клавишами, коротенький басовый перебор, а за ним прекрасный интенсивный фрагмент с синтовым фоном, устремляющийся в холодную высь подобно языкам пламени. На “Ведьмин костёр” клавиши стягивают одеяло на себя, подчёркивая шабашно-танцевальный характер песни. Звучание клавишных, прямо скажем, не самое привычное для экстремального метала. То есть, этот не тот случай, когда музыкант зажимает одну клавишу на десять секунд, потом соседнюю, и так далее. Нет, клавиши ведут себя нагло, примерно как у готических рок-метал-проектов рубежа веков. Только сделаны они не по принципу “чтоб было”, а для пользы. Понравится наверняка не каждому, но насильно мил не будешь.

Надо понимать, что всё это время гитары продолжают играть риффы, не размениваясь на вторсырьё в виде монотонного тремольного чёса. Песня “Шторм” доводит эту тенденцию до совершенства, предлагая такую старомодную ритмику, что от неё до SAXON с их стальными колёсами рукой подать. И соло есть, а как же без него? Трек “В ледяных чертогах”, на мой взгляд, получился неудачным. Наверное, на фоне разнообразия остальных вещей. Он напоминает “Во веки веков”, только без смелых решений. Просто бласты и вопли, плюс чуточку клавиш. Финальный трек “Персеидам вслед” ожидаемо вышел эпическим и мечтательным, хотя несколько более пессимистичным по звучанию, чем я предполагал. Здесь есть целых два замечательных гитарных соло, а на закуску предлагается исполненный чистым вокалом куплет.

Дописывая эти строки, я должен признать, что “Кощунство” – альбом большой и выдающийся. Хотя сразу я его не разжевал, и уверен, что большинство слушателей также испытает проблемы. Современная экстремальная метал-сцена, что мажорная, что андеграундная, предпочитает работать под копирку, используя набор готовых композиционных и звуковых решений на все случаи жизни. Собственно, как и любое направление современной культуры. Мы все к этому незаметно привыкаем, и я в том числе. Слушая десятки и сотни качественных, созданных как под копирку альбомов, нам всё сложнее становится слушать музыку, как мы это делали раньше, когда только начинали увлекаться металом. Мы сосредотачиваемся на атмосфере, ощущениях, образах, оцениваем звук и обложку, отыскиваем стилистические паттерны и отсылки. И по всем правилам “Кощунство” должен был получиться целиком таким же, как первый трек, и все бы его хвалили, покачивали головами, даже заливали бы на Ютуб-каналы про всякий “атмосферик”. Но Хлад решил иначе. Не зря он столько корпел над этой записью. Здесь действительно нужно слушать музыку. И вам воздастся, если уделите альбому внимание, а не поставите его фоном для интернет-сёрфинга.

Издание альбома снова занимался Der Schwarze Tod, выпустивший “Кощунство” в джевеле с 16-страничным буклетом. Обложка и все песни проиллюстрированы снимками некого кощунственного ритуала сожжения креста у гонар чорнага стаба ясным вечером, переходящим в ночь. Тексты песен в наличии. Подробности на видео.

P.S. Читайте интервью с Хладом на соседних страницах совсем скоро.

 

Post Author: F1sher16

Добавить комментарий